ОТЗЫВЫ НА КНИГИ

 Ольга Громова 

 «Сахарный ребёнок» (12+)

 «Член семьи изменника Родины» (ЧСИР), «социально опасный элемент» (СОЭ),  «враг народа»  – что значат эти слова  сегодня для современных детей и подростков? Часть нашей жестокой и столь несправедливо сложенной истории?
А что эти слова значили для маленького пятилетнего ребёнка Советского времени, который хотел жить, играть, расти и развиваться в крепкой и дружной семье, а волею  столь страшных обстоятельств оказался в лагере, с клеймом «социально опасный элемент». 
Книга Ольги Громовой «Сахарный ребёнок»  – документальный рассказ о семье Стеллы Нудольской – маленькой девочки, чей отец в 40-е годы был объявлен врагом народа и выслан в Магадан. А пятилетней Эле, так называли ее близкие, вместе с мамой пришлось покинуть свой тёплый и уютный дом и отправиться в лагеря Киргизии.
Теперь вместо любимой светлой комнаты, полной игрушек – собственноручно выкопанная яма…  А вместо друзей – степные кузнечики и сторожевой  пёс. Шаг вперед, шаг назад – удар укладом по лицу или хлыстом по спине.   
Почему жизнь так не справедлива,  почему именно с нами произошло это? Вернётся ли папа?  Много вопросов задаёт себе маленькая героиня. Ответов мало.  Стелла мгновенно становится взрослой и вскоре понимает – потерять волю к жизни – значит погибнуть.  В конце концов, не так все плохо.  Рядом любимая мама,  которая всегда найдёт правильные слова,  успокоит, споёт песню, когда надо – выслушает. Она-то и не дает потерять оптимизм и не пасть духом.
Книга о сложном периоде для России, когда преследуемые тиранией властей, погибали лучшие люди того времени и разрушались самые крепкие семьи. Но, читая «Сахарный ребёнок»,  отчего-то чувствуешь неимоверный подъем духа, заряжаешься оптимизмом. Повесть очень трогательная и жизнеутверждающая, пронизанная верой в то, что «хороших людей вокруг все равно больше, чем плохих, надо только, чтобы твоя обида на жизнь их не заслоняла». Читать родителям и детям, а лучше вместе.

Книга «Сахарный ребёнок» теперь есть  в библиотеках Заречного.



КЛАУС ХАГЕРУП и ЛИСА АЙСАТО

«Девочка, которая любила читать» (6+)


Открывая книгу, в первую очередь обращаешь внимание на иллюстрации. Кого-то они захватывают сразу, с первой страницы: хочется их разглядывать, вникая в каждую деталь. А кому-то они могут показаться по-норвежски холодными и мрачными, даже немного отталкивающими. Но оставить равнодушными они не смогут никого. Хочется отметить, что в рисунках Лисы Айсато  находят отображение множество социальных проблем современности: это и увлечённость гаджетами, и родительская гиперопека, страхи, нереализованность и многое другое.  Коротко о сюжете. Анна, главная героиня, ничего не боится. Единственное, что её пугает – приближающийся День рождения, ведь больше всего на свете ей не хочется взрослеть.  Единственное, что может её утешить – это книги. Именно поэтому новость о том, что в библиотеке уничтожаются книги, которые никто не читает, очень ее опечалила. Однажды библиотекарь фру Монсен дает девочке одну очень интересную книгу. С упоением читая её, Анна обнаруживает, что повествование прерывается на самом интересном месте. Она начинает искать автора этой книги, чтобы узнать её продолжение. Погрузившись в поиски, она постепенно приходит к пониманию, что  уже не боится стать старше,  и что «завтра» может принести много увлекательного и интересного. О том, что было дальше, читатель узнает, прочитав книгу.  Но могу сказать, что разгадка истории способна удивить даже самого искушенного читателя.  Больше здесь

ТАМАРА КРЮКОВА
«Дневник Кото-сапиенса» (12+)
Новинка для ценителей кошачьей прозы, для любителей хвастато-усатых историй от первого лица! Перед вами уникальный литературный труд, автором которого является не просто существо разумное – кот,  настоящий  Кото-сапиенс, а в простонародье  Барсик. Перевод с кошачьего – Тамара Крюкова. Жаль, что эта книга не попала мне в руки в  далеком 1996 году, когда старшая сестра принесла в дом маленького пушистого котёнка. Что только не вытворял этот чудак, чтобы привести в ярость всех членов нашей семьи, мы испытали все «прелести» кошачьего присутствия: от подранных диванов и школьных тетрадей до испорченного донельзя старого черного фортепиано. 
Прочитав книгу «Дневник Кото-сапиенса»  можно стать почти профи в зоопсихологии и глубже понять внутренний мир своего пушистого друга. Барсик, наблюдая за людьми, делает абсолютно уникальные умозаключения. Какие именно? Узнаете, прочитав  эту юмористическую повесть.
 «Что вам рассказать о себе? Я обаятелен, грациозен, весьма недурён собой, да что там, просто красавец. Само собой разумеется, я умен и воспитан. Но главное мое качество – это скромность» - так говорит о себе сам Барсик. И всё это, правда, он действительно умён, четко разбирается в семейной иерархии и знает, кому принадлежит власть в семье. «Хозяин – формально глава семьи, но на самом деле глава, конечно, Хозяйка. Она ведает раздачей вкусностей, и ей принадлежит лучшее место в доме – кухня» - пишет Кото-сапиенс. Как любой кот он искренне верит, что всё в доме крутится только вокруг его важной персоны. И ёлку на Новый год ставят только для того, чтобы Барсик поиграл яркими блестящими шарами, и старое кашне  висит в доме только  для того, чтобы на нем мог вздремнуть уставший кот, и  телевизор был куплен только для того, чтобы Барсику было чем скрасить свой досуг. И все же, как ни крути, котики в доме создают особое настроение, с ними в доме становится как-то уютнее и теплее. Справедливо отметил сам герой повести: «У меня в доме особая миссия. Я создаю настроение». Также и книга Тамары Крюковой, благодаря прекрасному слогу и искрометному юмору, очень хорошо поднимает настроение!
Книгу можно взять в детском отделе центральной библиотеки по ул. Бажова, 24.

ОЛЬГА КОЛПАКОВА

Хорошей букой быть хорошо! (0+)

Почти в каждой семье есть своя маленькая Бука, даже у меня! Ох и тяжело бывает порой! И хорошо, если  в нужный момент под рукой оказывается  нужная книга. В моем случае это издание уральского автора Ольги КОЛПАКОВОЙ «Нестрашные сказки про страшную Буку» – новинка детского отдела Центральной библиотеки.  Книга непременно вызовет улыбку у читателей любого возраста и позволит посмотреть на воспитательный процесс с юмором. Книга в первую очередь для родителей сорванцов, капризуль,  вредин и воображал! Наполненные тонким юмором истории учат нас быть терпимее и не забывать, что все мы родом из детства. Если хотите испытать весь воспитательный эффект книги – читайте вместе с ребенком, комментируя и разъясняя самые важные моменты повествования. Это книга – диалог между вами и вашим ребенком, где последний может поставить себя на место Буки и пофантазировать о том, а как бы он повел себя на месте маленькой  героини? Кто это Бука?  Толи обычное дитя, толи невиданное доселе существо, появившееся из-под кровати. Но почти сразу становится ясно,  Бука – это обыкновенный ребенок, иногда капризный, а иногда пугливый и наивный. Бука – ребенок свободный, благодаря разумности и пониманию взрослых (родителей, бабушек, дедушек) девочка самостоятельно приходит к определенным правильным умозаключениям, так, например, она поняла, что в истории с разбитым чайником лучше все же сказать  правду, хоть это и сложнее.В незамысловатых историях «Как Бука научилась играть», «Как Бука стала всем помогать»  маленькая проказница «по-детски» преодолевает жадность, зависть, вредность. Бука пытается соблюдать режим дня, учится организованности, общению, помощи по дому, и ничего, что после ее уборки  домочадцы не находят свои личные вещи: «…не осталось ни маминых янтарных бус, ни папиных визитных карточек, ни бабушкиной вставной челюсти, ни дедушкиной пенсии».
Главное, Бука учится быть добрее, об этом говорит нам и автор словами маленькой героини: «Букой быть хорошо! Хорошо быть Букой! Хорошей Букой быть хорошо!».  
Проиллюстрировала весёлые истории Светлана Прокопенко, лауреат премии «Художники «Заветной Мечты».

 КЭТРИН ЭПЛНЕЙТ
«Креншоу» (12+)

Когда тебе 11 лет особенно  важно чувствовать опору,  семейственность, уверенность в завтрашнем дне.  Когда этого нет – мир маленького человека начинает искать спасение. Наш герой – смышленый пятиклассник,  мечтающий стать учёным. А как мы знаем, учёные приемлют только факты, факты во всем. Но как же найти научное подтверждение тому, что к тебе  периодически  приходит большой пушистый, говорящий кот, которого видишь только ты. Главный герой живет с родителями, младшей сестрой и собакой,  живут очень бедно:  денег порой не хватает даже на еду.  Мальчик с тревогой  вспоминает те сложные времена, когда им пришлось покинуть дом за неуплату  и  поселиться в минивэне.  Именно тогда впервые и появляется воображаемый кот, которого мальчик называет Креншоу.  Новый друг растет по мере взросления мальчика. Чем больше становится переживаний и стрессов, тем крупнее становится кот. И если когда-то мальчик мог мириться с жизнью в коробке, то теперь он не хочет расставаться со своими вещами, со своей комнатой,  своим единственным реальным другом, девочкой по имени Марисоль.  Нельзя сказать, что фантазийный друг спасает мальчика от страхов, тревог, волнения. Он скорее отвлекает его. Мальчик понимает, что иметь воображаемого друга странно и старается всячески прогнать его.  Но так ли нереален воображаемый друг?    В финале истории мы  увидим, для чего появляется в жизни мальчика воображаемый друг, и какие тайны он ему поведает. И все же, книга не о выдуманных друзьях и  бегстве от одиночества. Книга о взаимоотношениях родителей и детей. Да, у родителей  Джексона  проблемы, папа тяжело болен, мама  занята на трех работах. Несмотря на трудности, они идут по жизни оптимистично, но при этом никогда не говорят со своими детьми о том, как реально обстоят дела в их семье. Догадываться о страшном и жить в неведении – что еще может быть хуже для маленького ребенка? Детям хочется знать правду, пусть порой даже горькую…  Финал истории оставляет маленькую надежду, что в семье Джексона все обязательно наладится!


А. ЖВАЛЕВСКИЙ И Е. ПАСТЕРНАК

«МИНУС ОДИН» ИЛИ  ПЛЮС ОДИН В КОПИЛКУ ОПЫТА (12+)

В центре повествования новой (последней вышедшей) книги Андрея  Жвалевского и Евгении Пастернак «Минус один» – обычная российская семья, которой  неожиданно выпадает счастливый билет. 14-летнему Славику – единственному сыну, снимают поставленный в детстве смертельный диагноз и теперь жизнь каждого члена семьи разделяется на «до» и «после».  И, чтобы научиться жить в этом новом и таком непривычно свободном «после», каждому из героев приходится пройти свой особенный путь.  Славику впервые приходится самому принимать решения,  совершать свои ошибки, делать для себя новые открытия, учиться понимать своих сверстников (оказывается они все такие разные). В повести несколько сюжетных линий,  где есть все: предательство, страхи, влюбленность, потери, преодоления.  И, несмотря на некую нереальность главной сюжетной линии (о неожиданном исцелении от смертельной болезни), проблемы в повести раскрываются очень даже реальные, повседневные. Здесь и переживания  о том, как тебя примут в классе, в котором до «исцеления» ты почти не появлялся, и муки выбора  секции, и любовные переживания и др.  Это все те мысли, которые волнуют каждого подростка. И все же,  главная проблема,  которую раскрывают авторы – это повсеместная родительская гиперопека и, как следствие, несамостоятельность подростка. Поэтому читать подобные книги родителям подростков просто необходимо, они помогают понять своего ребенка, принять его, отпустить во взрослый мир, помочь стать самостоятельным.   Именно это предстоит сделать маме Славика – суметь отпустить уже здорового ребенка в мир, не боясь за каждый его шаг, полюбить себя, найти свое собственное место в жизни, преодолеть все семейные неурядицы и суметь в итоге наладить отношения с мужем.  Сюжетная линия, связанная с отцом мальчика,  не менее интересная. Этот герой повести оказался наиболее приспособленный к новой жизни и более понятный мне, как читателю. Повесть читается очень легко и, как и все произведения А.Жвалевского и Е.Пастернак требует добавки.  Радостно, что сегодня многие учителя рекомендуют подобную литературу к прочтению, об этом говорят многочисленные положительные отзывы родителей и самих школьников.



Маруся или Мартина: а есть ли разница? (6+)


Сегодня хотелось бы рассказать о замечательной книге, которая совсем недавно пополнила фонд детского отдела нашей библиотеки.  Речь пойдет о рассказах французского автора Жильбера Делаэ «Удивительные приключения Маруси», в которых повествуется о милой и любознательной девочке Марусе, с которой во всех увлечениях и поездках  всегда ее друзья и верный питомец Таксик. Взяв в руки издание, тотчас задаешься вопросом, почему французский автор вдруг пишет о «Марусе»?  А дело все в том, что истории о девочке Мартине (именно так зовут главную героиню в французской версии книги) были написаны в далеком 1954 году. Тогда было  выпущено около 60 книг этой серии. И лишь в 2013 году книги Жильбера Делаэ пришли и в Россию и очень полюбились юным читателям и их родителям. Правда герои историй получили новые русские имена и Мартина стала Марусей. 

 Лично мне нравится серия о Марусе именно простотой своего изложения.  На первый взгляд сюжеты историй весьма незамысловатые, вот Маруся решила заниматься балетом, и автор погружает читателя в мир искусства, рассказывая о названиях балетных движений, сложностях работы у станка.  А вот Маруся едет к дяде на ферму, где находит дикого крольчонка и спасает его.  В следующих историях Маруся с друзьями находит тайное жилище Деда Мороза, где хранятся подарки для малышей. Думаю, эта книга полюбится юным читателям, а особенно читательницам. Хочется особо отметить, насколько живо и реалистично передал бельгийский художник Марсель Марье эмоции и настроения всех героев книги.  Иллюстрации получились очень добрыми и позитивными! 

Не отмеряй доброту на весах (о книге Владислава Крапивина «Колыбельная для брата»)

Совсем недавно исполнилось 80 лет уральскому писателю Владиславу Крапивину. Так сложилось, что с творчеством Владислава Петровича я начала знакомиться уже в осознанном возрасте и очень жалею, что его книги не попали мне в руки раньше. Сегодня речь идет о повести Крапивина «Колыбельная для брата». Это история о дружбе, о справедливости, о предательстве, о недопонимании взрослых, о том, что можно и нужно прощать человека, который один раз оступился.   Семиклассника Кирилла Векшина  обвиняют в воровстве. Главный довод обвинителя – отказ мальчика обыскивать его.  Дальнейшее переплетение событий – попытки разобраться в происшедшем – приводят мальчика к разгадке случившегося.

Кирилл Векшин – мальчик, на которого хочется быть похожим, ему веришь, за ним хочется идти. Ему свойственны черты и качества настоящего лидера: умение взять ответственность на себя, идти к своей цели и не сдаваться ни перед какими препятствиями. А финальный поступок  мальчика заслуживает уважения не только со стороны сверстников, но и со стороны взрослых.  
Отклик в сердце находит каждый, даже на первый взгляд, незначительный момент повести. То как трогательно успокаивает Кирилл своего маленького братика в три часа ночи, когда мама не справляется или как он помогает своему младшему товарищу справиться со страхом очень оригинальным способом. Мы видим, как случайное знакомство на улице перерастает в настоящую крепкую дружбу, связанную общим увлечением парусными кораблями. В книге есть все: оголенный конфликт между всегда правыми педагогами и учениками, интересные образы родителей, острые моменты, в которых проявляется сущность героев. В ней есть все то, что поможет подросткам правильно строить свою жизнь. И пусть кто-то скажет, времена сейчас другие, отвечу – в любое время должны быть свои герои, глядя на которых хочется стать лучше!


Популярные сообщения из этого блога